Практически у каждого из нас еще со школьной парты в голове сложились образы великих русских классиков, безусловных гениев не только нашей, но и мировой литературы. Могло сложиться впечатление, что почти вся их жизнь проходила в творческом потоке. Но мало кто знает, что большинство из них не только творили днями напролет, но еще и уделяли немалую часть своего времени на вещи, которые, в прочем, многим по тем временам не казались такими уж предосудительными. И речь идет не сколько о крепких спиртных напитках или наркотиках (что тоже имело место быть в жизни многих из писателей), сколько об азартных играх.
Настоящий «бум» азартных игр во время царской Руси, начался в последние годы правления Екатерины II. Тогда считалось обычным явлением, что на любом увеселительном мероприятии, от трактира до светского бала, можно было кругом увидеть, сидящих с горящими глазами, картежников, которые в пылу азарта проводят сутки напролет за любимой игрой. Порой, доходило до того, что прерывались обсуждения дел государственной важности, ради партеечки в какую-нибудь новомодную карточную игру. Своего пика популярности среди высшего света, азартные игры достигли в начале XIX века, когда каждый второй был зависим от них. Тогда и начали быть тревогу блюстители морали.
Конечно, это не могло обойти стороной деятелей искусства. Ведь творческие люди, в основной своей массе, частенько впадают, в разного рода, крайности. История знает множество случаев, когда великие люди творчества проигрывали в карты, либо кости, все, до последних штанов, мы опишем лишь некоторые из них. Ну а начнем мы с, пожалуй, самого великого писателя всея Руси Александра Сергеевича Пушкина.
Пушкин числился не только талантливым «писакой» в годы его жизни, но и страстным приверженцем карточных игр. Этому есть и документальное подтверждение, в виде чего-то вроде списка самых заядлых картежников Москвы, составленного в 1829 году, где Пушкин числился в главных рядах. Да он и сам не раз говорил: "лучше умереть, чем не играть!". Были и эпизоды в жизни Александра Сергеевича, когда он умудрялся проигрывать даже свои произведения! Далеко не все знают факт из жизни величайшего русского классика, когда он умудрился проиграть четвертую главу "Евгения Онегина" каким-то совершенно случайным попутчикам близ Пскова. Впрочем, и среди произведений Пушкина часто проскальзывает тема азартных игр, ну а повесть «Пиковая дама» целиком посвящена ей.
Если говорить о другом приверженце азартных игр, великом русском писателе, Федоре Михайловиче Достоевском, то вполне возможно, что из-под его пера вышло бы гораздо меньше шедевров, не играй бы он в рулетку. Федор Михайлович то и дело залезал в долги, чтобы найти деньги на утоление его жажды азарта, доходило дело даже до продажи мебели из дома. После чего его настолько загрызала совесть, что он садился за новые произведения, раздавал долги, и все начиналось сначала! Что, конечно же, не могло не отразиться на его творениях, к примеру, все переживания главного героя романа «Игрок», Федор Михайлович полностью писал с себя. Известный психоаналитик Эрих Фромм, впоследствии, даже произвел полный анализ личности Достоевского.
Полной противоположностью Достоевскому по части азартных игр был один из величайших поэтов России XIX века, Николай Алексеевич Некрасов. В отличие от Федора Михайловича, Некрасов предпочитал карточные игры, и довольно неплохо в этом преуспевал. Николай Алексеевич по-настоящему любил карточные игры, и знал, как в них играть, в результате чего ему часто удавалось уходить с набитыми карманами из-за стола. Впрочем, у многих были подозрения, что далеко не всегда это была смесь мастерства и везения, но в шулерстве его никто так и не смог уличить. Всю прибыль от карточных игр Некрасов тратил на помощь молодым писателям и собственный журнал.
Еще одним известным русским поэтом, за которым была слава талантливого шулера, был Гавриил Романович Державин. Вряд ли его можно будет оправдать, но сначала "пихнули" именно ему. Во времена его службы, волей обстоятельств, он заночевал у двоюродного брата, где ему и предложили перекинуться в картишки. Среди шулеров был также и дальний родственник Гавриила Романовича. В итоге, мало того, что он проиграл за эту ночь все свои деньги, так еще и залез в крупные долги, отдать которые, представилось невозможным с одного только солдатского жалования. И он решил зарабатывать... такими же "грязными" приемчиками в игре.
Толстой тоже любил вечерок-другой перекинуться в картишки. Но кодекс чести карточного игрока у Льва Николаевича был превыше всего. К примеру, негласным законом у игроков считалось, что упавшую под стол купюру дворянин поднимать не имеет права. Это считалось добычей лакеев. Был случай, когда известный, но постоянно бедствовавший, Афанасий Афанасьевич Фетнагнулся под ломберный стол за упавшей десятирублевой ассигнацией, Лев Николаевич посветил ему собственной подожженной сторублёвой купюрой, тем самым указывая на низость и мелочность поступка своего противника за игровым столом.
Советский период строжайших запретов также не смог остановить некоторых русских писателей и поэтов. Яркий пример тому - Владимир Владимирович Маяковский. Один из главных поэтов революции был довольно часто вхож в подпольные игорные заведения, и имел славу очень неуравновешенного игрока. Нередки были случаи, когда он бросался на противника с кулаками, безапелляционно утверждая, что он мягко говоря, нечист на руку. Стоит ли говорить, насколько он не любил проигрывать?
Как Вы узнали из данной статьи, уже на протяжении нескольких веков азартные игры являются популярными среди всех слоев населения, русские классики не стали исключением. И история знает, как положительные примеры, так и довольно плачевные. А нам остается мотать на ус, и стараться не повторять их ошибок.
Автор текста: Pavel Govor