Если провести опрос про самый популярный фильм, связанный с покером, едва ли «Шулера» (Rounders) отдадут кому-то первое место. Картина стала культовой для игроков, хотя и вышла 25 лет назад. Лучше нее на тему покера пока ничего толком и не сняли. Все мы помним Тэдди КГБ в исполнении Джона Малковича, который методично разламывает печенюшки, прежде чем сделать ставку. Или как главный герой Мэтта Деймона отправляется играть против настоящей легенды покера - чемпиона мира Джонни Чена. Да там столько культовых сцен, что если вы по какой-то причине не смотрели «Шулеров», то обязательно это сделайте. Иначе будет очень неловко, когда кто-то за столом начнет фразу «если ты не нашел лоха в первые полчаса игры…», и вы окажетесь единственным, кто не сможет ее закончить.
Казалось бы, отличная картина, и какие к ней могут быть претензии спустя несколько десятилетий? Однако в прошлом году была опубликована книга «Грязная игра: Гроссо против Miramax. Война с Харви Вайнштейном и сценарий, который изменил облик Голливуда». Ее автор - Джеффри Алан Гроссо - утверждает, что у него украли сценарий, который лег в основу «Шулеров». По его словам, он отправил сценарий в Miramax, но не получил никакого ответа. А через несколько лет Гроссо увидел фильм, в котором было слишком много совпадений с его текстом.
В подтверждении своих слов он приводит судебные процессы, который действительно состоялись в 2000-х годах.
В книге Гроссо рассказывает про свой собственный опыт, связанный с покером, а также про друга Манчи, который стал прототипом Червя, сыгранного Эдвардом Нортоном. Как можно понять из картины, это не самый правильный и надежный друг. Учитывая, что в книге Гроссо последовательно приводит убедительные аргументы, а к самому рассказу прилагались судебные документы, многие согласились, что автор не врет.
Разумеется, нельзя достоверно сказать,что студия Miramax украла сценарий. Но если речь идет о закрытых дверях Голливуда, да еще о компании, в которой членом правления был скандальный Вайнштейн, в это не очень сложно поверить. Да, в судах Гроссо не смог доказать свою правоту. Однако мы все понимаем, что это было разбирательство обычного человека с одним из лидеров киноиндустрии. При этом сами процессы не прошли бесследно. По их итогам были внесены поправки в закон Калифорнии об авторском праве.
Реакция тех, кто прочитал мою книгу, была только положительной. Хотя продажи были медленными, поскольку не проводилось никакой рекламной кампании.
Никто из участников картины или продюсеров не связывался с ним после выхода книги, что тоже может показаться странным, учитывая любовь американцев отстаивать свою репутацию в судах. В свое время сценарист «Шулеров» Брайан Коппельман рассказывал, что в основу картины легла история, как он однажды проиграл в подпольном заведении $750. После этого у него и появилась идея фильма. Но действительно ли все было так? Или сценарий Гроссо сыграл немаловажную роль в создании «Шулеров»? Едва ли мы узнаем ответы на эти вопросы, но это точно не помешает нам в очередной раз пересмотреть отличный фильм.