Благодаря интернету возвращается интерес к полузабытой карточным дисциплинам, популярным в советское время. В результате иногда возникают сложности при организации сессии в офлайне. Так, правила игры в 21 (Очко) на азартных сайтах сильно упрощены по сравнению с классическими. Данный материал устранит дефицит информации. Читатели узнают о наиболее распространенном варианте карточной дисциплины.
Когда среди полусотни предметов есть несколько стоимостью в 11 и 10, до состязания на набор 21 очка нетрудно додуматься. Так и произошло вскоре после появления игральных карт в XIV веке. Похожие азартные развлечения появились во всех европейских странах. Играли колодой в 52 листа с младшим номиналом двойкой. Английское Twenty-One и французское Vingt-et-Un позже трансформировались в блэкджек.
В Российской империи традиционно использовали колоду в 36 листов. Когда нет мелких номиналов от двойки до пятерки, получить 21 сложнее — будут частые переборы. Вероятно, по этой причине игра на набор 21 очка не упоминается ни в художественной, ни в исторической литературе дореволюционного времени.
Скорее всего, игра появилась уже в Советском Союзе. Первая информация о ней относится к послевоенному периоду.
Можно уверенно сказать, что в советское время Очко входило в первую тройку популярных карточных дисциплин, уступая лидерство, пожалуй, лишь Преферансу. Игра была особенно распространена в уголовной среде. Да и сама партия в 21 чаще всего была мошенническим способом забрать деньги у простака. Именно в игре Очко процветали всевозможные шулерские приемы: подглядывание, крап, маяки, ложный подсъем колоды.
В XXI веке все не так — игра подзабыта. Да и онлайн версий со ставками на интерес было создано немного.
Двадцать одно входит в семейство банковых карточных дисциплин. Игра идет по принципу «все на одного». Участники не делают ставок друг против друга, а только против банкира. Он играет по очереди с каждым.
Нет общего банка, куда вложили деньги все, как это происходит, например, в покере или сваре. Пока банкир играет с одним соперником, остальные дожидаются своей очереди.
Ценность карт по очкам:
Карта | Очки |
---|---|
Туз (А) | 11 |
Король (K) | 4 |
Дама (Q) | 3 |
Валет (J) | 2 |
Остальные карты | По номиналу |
По классическим правилам туз всегда дает 11. В дружеских компаниях возможно договориться засчитывать его за единицу по усмотрению участника.
Правила игры в карты в 21 (Очко) во многом похожи на блэкджек. Как и в западной азартной дисциплине, банкир обязан тянуть на свои 16 и остановиться при 17, даже если он предвидит лучшую руку у противника. Для понтеров нет ограничения по набору: разрешено стоять хоть с двумя валетами, ожидая перебора противника, либо брать на крупные очки 18+.
Победить банкомета возможно тремя путями:
Право банковать обычно определяется жребием. Далее привилегия будет у того, кто отобрал деньги у предыдущего банкира. Это положение дает несколько преимуществ над понтерами:
Как правильно играть в 21 — предмет споров ветеранов. Есть две варианта правила ничьей: либо с победой банкира, либо с возвратом ставки его противнику. Что из этого выбрать, решают самим участникам. Победа банкующего по очам обостряет азарт — у всех игроков появляется желание занять его место.
Когда банкир сменился, партия заканчивается, До этого момента она разделена на две стадии. Первая — обычная игра с любым числом раундов. Финальный этап состоит из единственного кона и называется «стуком». Ситуация возникает, когда банкир увеличил свой капитал в три раза.
В начале партии банкир, выбранный жребием, обязан предъявить свой капитал. Деньги выкладываются на стол рядом с его местом. Определен банк, которым пытаются завладеть понтеры. Эти средства пополнять запрещено. Банкир или разоряет противников, или теряет заявленную фиксированную сумму.
Далее участники договариваются о максимальной ставке. Традиционно считается, что понтер может попросить сыграть на весь банк. На практике такого не происходит. Игроки пытаются «откусить» деньги банкира частями. Обычный размер максимальной ставки определяется делением величина банка на количество понтеров. В любой компании могут существовать иные варианты игры в 21.
Тасует колоду и раздает банкир. После перемешивания оппонент справа делает подсъем (подрезку). В меньшей стопке должно оказаться не менее трех карт. После подсъема верхняя вскрывается и кладется на колоду. Сдача в самом начале партии происходит сверху. В последующих раундах карты должны выходить снизу. Это особенное неизменяемое правило игры Очко.
Далее отыгранные карты будут складываться на колоду лицевой стороной вверх. Однако они недоступны для просмотра. Возможно видеть лишь единственную.
Получив начальную карту, понтеры определяются со ставкой. Далее всем выдается вторая. Теперь ходит игрок слева от банкомета. У него два решения:
При двух ситуациях понтер обязан вскрыть свою руку: когда он перебрал или получил 21. В обоих случаях карты остаются лежать на столе в открытую и доступны всем для обзора. Если у понтера сложилась другая комбинация, после заявки «хватит» банкир приходит к следующему оппоненту и играет по тому же принципу.
Когда понтеры сформировали руки или перебрали, начинает действовать банкир. Он показывает свою начальную карту и набирает в открытую. Банкомет обязан брать до 17 или до больших очков. При 16 от карты отказаться нельзя, даже если по текущему раскладу и предыдущим раздачам очевиден перебор.
Когда банкующий не перебрал, происходит сравнение рук. При победе по очкам понтер получает выплату 1 к 1. Равенство в пользу банкира, хотя это правило не возбраняется отменить и возвращать деньги оппоненту. Ставки противников с худшими очками уходят в банк.
Правила карточной игры 21 консервативны. Но у участников есть простор для фантазии, чтобы придумать бонусные комбинации. Они могут оплачиваться мгновенно, без учета очков банкира. Второй вариант — выигрывать по повышенному коэффициенту при сравнении рук.
Чтобы не было споров, перед началом партии нужно договориться об их старшинстве. Особенно, когда есть правило победы банкомета при равенстве очков.
Завершающая раздача партии стартует, когда банкующий увеличил свой капитал в три раза. Стук объявляется ударом ладони по столу.
В последнем раунде преимущество у понтеров:
Логика стука вполне понятна: по ходу партии банкир обыгрывал оппонентов, имея преимущество. Теперь у понтеров есть возможность за один раз не только вернуть свои деньги, но и забрать начальный банк.
При любом исходе финального кона будет новый банкир. Им станет или победитель стука или участник, выбранный по жребию.
По договоренности возможно ввести следующие варианты штрафов банкиру и понтеру.
Штрафы банкиру:
Размер штрафа для понтера — его текущая ставка. Для банкующего условия пенальти оговариваются отдельно.
Существует до 20 дополнительных правил. Они вводятся по договоренности компании. Варианты бывают следующие:
Это неполный список. В каждой компании обязательно встретится правило, незнакомое новому участнику.
Мягкие правила игры в 21 — с одним-двумя штрафами или вообще без них. Жесткие или строгие — со всеми наказаниями, о которых было рассказано выше. Кроме того, чтобы участники не расслаблялись, часто придумывают дополнительные штрафы. Элемент жестких правил — победа банкомета при равенстве очков.
Для игры Очко существует своя базовая стратегия, как в блэкджеке. Ее нет в открытом доступе. Придется делать самостоятельные расчеты. Так придется поступить, если предстоит партия с опытными оппонентами.
Второй путь к победе — тренировка запоминания вышедших карт. Игроки с многолетним стажем знают наизусть ситуации, когда нужно брать, а когда стоять в зависимости от вышедших номиналов.
Также необходимо помнить, что на игре Очко специализируются шулеры. Лучшая защита от жуликов — не принимать приглашений сыграть в незнакомой компании.